Принятие агротехнологий мелкими фермерами «высокое, но непоследовательное», говорится в новом исследовании 60 Decibels и Фонда Гейтсов

Фото: Baltphoto

Организация по измерению воздействия 60 Decibels выпустила исследование, которое, по их утверждению, является первым в своем роде, посвященным опыту мелких фермеров, использующих цифровые инструменты и услуги для сельского хозяйства. Исследование под названием «Цифровые услуги для фермеров в Кении: мнение фермеров» было проведено в партнерстве с Фондом Билла и Мелинды Гейтс и Центром поведенческой экономики Busara, кенийской некоммерческой организацией.

Команда исследователей опросила более 1 400 кенийских фермеров в 38 округах, используя методологию, разработанную и проверенную в нескольких регионах в период с 2022 по 2024 год. Результаты исследования были представлены на этой неделе вместе с интерактивной панелью данных.

Цифровые инструменты уже давно рекламируются как способ улучшения мелкомасштабного сельского хозяйства, предоставляя фермерам важную информацию и услуги без необходимости традиционных личных взаимодействий. В мире существует около 500 миллионов мелких ферм (менее двух гектаров), которые производят треть мировой продовольственной цепочки. Поскольку эти фермы часто находятся в удаленных районах, цифровые решения, такие как мобильные технологии, дают фермерам доступ к важной информации.

Команда 60 Decibels оценивает, что в странах с низким и средним уровнем дохода существует почти 1 400 таких цифровых решений для сельского хозяйства, и этот рынок быстро расширяется. Однако ранее понимание этой экосистемы было ограничено показателями со стороны предложения, и мало внимания уделялось фактическому использованию и ценности этих решений для фермеров.

«До сих пор у правительств и инвесторов не было данных о том, сколько фермеров на самом деле используют цифровые инструменты», — говорит Элли Тернер, глава отдела сельского хозяйства в 60 Decibels, в интервью изданию AgFunderNews. «Поэтому было трудно измерить прогресс и понять, куда нужно направлять инвестиции для достижения большего эффекта».

Новое исследование стремится устранить этот пробел в знаниях.

Результаты исследования показывают, что среди мелких фермеров наблюдается:

Высокий, но непостоянный уровень внедрения. Более половины кенийских фермеров хотя бы раз использовали цифровой инструмент в течение основного сельскохозяйственного сезона 2023-2024 годов. Однако большинство из них не использовали эти инструменты постоянно на разных стадиях сезона.

Спрос на информационные услуги. Информационные и консультационные услуги оказались самыми популярными среди цифровых предложений: 46% фермеров получали такую информацию в цифровом виде хотя бы раз за сезон.

«Мы обнаружили, что использование таких сервисов достигает пика в период продаж, когда фермеры активно ищут информацию о ценах», — отмечает Тернер.

Низкое использование цифровых рынков. Несмотря на общий высокий уровень внедрения, только 8% фермеров сообщили, что использовали цифровые решения для продажи своей продукции. Это может стать возможностью для агротехнологических компаний и инвесторов для разработки и продвижения цифровых рынков. Однако фермеры не выражали сильного спроса на такие услуги.

Факторы инклюзивности и исключения. Неожиданно исследование показало, что возраст, пол и доступ к смартфонам не оказывают значительного влияния на использование цифровых инструментов. Однако наблюдалось заметное различие между фермерами, ведущими только подсобное хозяйство, и теми, кто ориентирован на коммерческую деятельность.

Последствия для отрасли

Эти результаты имеют далеко идущие последствия для сектора агротехнологий, отмечается в исследовании. Для инвесторов высокий общий уровень внедрения и спрос на информационные услуги представляют собой явные возможности. Стартапы могут использовать эти данные для лучшей адаптации своих решений к потребностям фермеров и их моделям использования.

Переход к данным со стороны спроса в агротехнологиях отражает тенденции, наблюдаемые в других отраслях. Например, сектор финтеха значительно выиграл от подобных исследований, ориентированных на пользователей, что привело к созданию более целевых и эффективных решений для недостаточно обслуживаемых групп населения.

60 Decibels проводит аналогичные исследования в Нигерии, публикация которых планируется в 2025 году. Организация также сотрудничает с Всемирным банком, чтобы включить показатели цифрового внедрения в текущие сельскохозяйственные переписи.

«Запуск отчета „Цифровые услуги для фермеров в Кении: мнение фермеров“ знаменует собой важную веху в понимании реального воздействия агротехнологических решений», — говорит Тернер. «Отчет и панель данных служат ценным ресурсом для инвесторов, стартапов и политиков, которые стремятся формировать будущее цифрового сельского хозяйства в Африке и за ее пределами».

Она добавляет, что по мере того, как цифровое сельское хозяйство продолжает развиваться, подобные исследования будут играть ключевую роль в обеспечении того, чтобы инновации действительно соответствовали потребностям фермеров и приносили значимые результаты. Переход от показателей со стороны предложения к реальному использованию и моделям использования поможет индустрии лучше согласовывать свои усилия с реальностью на местах.

Источник: Smallholder farmer adoption of agtech ‘high but inconsistent.’ (agfundernews.com)