Между портами Северо-Запада России и странами Африки в 2025 году наблюдается значительное увеличение грузопотока. По данным заместителя начальника центра по транспортному обслуживанию Октябрьского территориального ЦФТО Сергея Дорохина, за первые четыре месяца текущего года объем перевозок в этом направлении вырос в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, и достиг 4,3 млн тонн.
В ходе своего выступления на конференции «Большой порт Санкт-Петербург» Дорохин сообщил о разработке новых мультимодальных маршрутов. Отмечается, что российские грузы по железной дороге поступают в порт Петербург, откуда морским путем следуют в африканские порты Александрия, Алжир и Танжер. Обратные поставки из Африки осуществляются через порт Либревиль в Усть-Лугу с последующей транспортировкой по железной дороге.
Особое внимание уделяется перевозкам марганцевой руды из Габона, которая поступает в порт Усть-Луга и далее распределяется на металлургические предприятия Урала, Западной Сибири и Московского региона. Также начались поставки фосфоритной руды из Того для российских производителей удобрений.
Также показывает устойчивый рост экспорта российских удобрений в Африку, согласно данным компании «ФосАгро», в 2024 году поставки минеральных удобрений увеличились на 33% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 730 тыс. тонн. Консалтинговая компания «Имплемента» прогнозирует дальнейший рост спроса на российские удобрения в Африке на 42% в ближайшие пять лет.
Директор Международного центра продвижения бизнеса Юлия Берг отметила сложности развития железнодорожного сообщения в Африке, где протяженность путей не превышает 70 тыс. км и сосредоточена преимущественно на юге континента. По ее словам, планы по развитию трансафриканских железных дорог, активно продвигавшиеся бывшим президентом Судана Омаром аль-Баширом, были отложены из-за политической нестабильности и пандемии. Берг выразила надежду, что сотрудничество России и Судана может изменить ситуацию в 2025 году.
Напомним, ранее основные поставки грузов из России в Африку осуществлялись через порты Азово-Черноморского бассейна. В настоящее время наблюдается расширение маршрутной сети и диверсификация логистических схем.