Объемы трансграничной торговли в России продолжают увеличиваться. За три квартала 2024 года российские покупатели потратили почти 190 млрд рублей на товары из-за рубежа, что на 62% больше, чем в прошлом году.
Однако вернуть обороты до уровня 2021 года, когда сумма составляла 317 млрд рублей, будет сложно из-за логистических проблем и изменения порога беспошлинного ввоза.
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в период с января по сентябрь 2024 года российские потребители потратили на товары из-за рубежа 189 млрд рублей. Для сравнения, за весь 2023 год сумма составила 197 млрд рублей. Прогнозы экспертов на восстановление до докризисного уровня остаются неопределенными. В 2021 году трансграничная торговля достигала 317 млрд рублей, но после начала российско-украинского конфликта и проблем с доставкой в 2022 году эта цифра упала до 177 млрд рублей.
Ситуация начала улучшаться в 2023 году, когда международные ритейлеры ушли с российского рынка, а покупатели стали приобретать их товары через зарубежные интернет-платформы. Такой тренд подтвердили и в СДЭК, где объем услуг по доставке импортных товаров через сервис CDEK.Shopping за девять месяцев 2024 года вырос на 60,8% по сравнению с прошлым годом, составив 3,7 млрд рублей, сообщает «Коммерсант».
Тем не менее, не все крупные маркетплейсы сообщают о росте спроса. В Wildberries, например, доля импортных товаров осталась практически без изменений, колеблясь на уровне 3%. В третьем квартале 2024 года через сервис CDEK.Shopping было заказано товаров на 1,5 млрд рублей, что на 58,2% больше по сравнению с прошлым годом.
С апреля 2024 года порог был снижен до €200, что привело к сокращению среднего чека при покупках через международные сервисы. По данным CDEK.Shopping, средний чек уменьшился на 15,5% и составил 21,1 тыс. рублей.
Тем не менее, в структуре заказов электроника по-прежнему занимает значительную долю — 39% в 2024 году, хотя год назад этот показатель был выше — 48%. Большая часть заказов на электронику приходится на продукцию Apple, которая занимает 58% в этой категории. Одежда и обувь составляют 37% от общего объема заказов, среди которых лидируют Nike и New Balance.
Интересно, что в 2024 году большая часть трансграничной торговли пришлась на Китай — 48% против 34% в 2023 году. Доля стран Евросоюза выросла с 15% до 22%, а доля США снизилась с 39% до 24%.